Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость

ПРИЗЫВНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ЗАЩИТУ НАРУШЕННЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Для защиты своих прав и законных интересов призывник может воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет ему действующее российское законодательство.

1. Обратиться в вышестоящий орган по отношению к органу, где были нарушены его права

2. Обратиться в прокуратуру с просьбой о проведения проверки действий (бездействия) должностных лиц и принятия мер прокурорского реагирования 

3. Обратиться в суд с административным исковым заявлением.

Примеры типичных нарушений прав и законных интересов гражданина при проведении мероприятий по призыву на военную службу:

1. Незаконные решения, нарушающие права гражданина - решение призывной комиссии о призыве гражданина, имеющего право на освобождение или отсрочку; отказ в замене военной службы альтернативной гражданской; незаконное заключение призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу не имея на то законных оснований.

2. Незаконные действия должностных лиц - отказ в выдаче медицинских документов или их заверенных копий гражданину или его законному представителю; отказ в ознакомлении с материалами личного дела и учетной карточки призывника и фотофиксация содержащихся там сведений; отказ медицинского учреждения в проведении обследования гражданина призывного возраста без направления из военного комиссариата; 

3. Незаконное бездействие должностных лиц - не выдача призывнику направлений на обязательные клинико-инструментальные исследования не ранее чем за 30 дней до принятия решения о категории годности врачами-специалистами; не оформление врачом-специалистом листа медицинского освидетельствования, в котором отражаются жалобы, анамнез, данные объективного исследования, результаты диагностических исследований, диагноз и заключение врача-специалиста о категории годности; не вызов призывника повесткой на заседание призывной комиссии (принятие решения призывной комиссии без личного присутствия призывника);

Призывник и его законный представитель могут выбрать исходя из конкретной ситуации каким способом восстановить и защитить нарушенные права - обращением в вышестоящий орган, в прокуратуру или в суд. 

Обжалование решения призывной комиссии

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано призывником в течение трех месяцев в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ или в суд.

Факт подачи жалобы приостанавливает выполнение решения призывной комиссии до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда. Поэтому несмотря на установленный срок обжалования 3 месяца не имеет смысла тянуть с направлением жалобы, если призывнику вручена повестка на отправку в войска.

Можно, конечно оспорить в суде и заключение любого врача-специалиста о категории годности или врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию. Однако если после определения категории годности уже принято решение призывной комиссии, то оспаривание только заключения врачей о категории годности не приостановит выполнение решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу.

Закон устанавливает пятидневный срок для рассмотрения жалобы призывника призывной комиссией субъекта РФ.

Рассмотрение жалобы судом производится по общим правилам, установленным "Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ.

О подаче иска в суд и судебном разбирательстве

Все мероприятия по призыву приостанавливаются до рассмотрения жалобы гражданина, в случае обращения в суд до момента вступления решения суда в законную силу.

Дела, по исковым заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в суд, рассматриваются в порядке административного судопроизводства, который регламентируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Административное исковое заявление на незаконные решения призывных комиссий подаются в районные суды по месту нахождения ответчика.

Госпошлина для подачи административного искового заявления составляет 300 руб., перед ее оплатой лучше уточнить её размер в п. 6 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ. Реквизиты для оплаты госпошлины можно посмотреть на сайте соответствующего суда или получить их обратившись непосредственно в суд.

Важную роль играет форма и содержание административного искового заявления, требования к которой содержаться в ст. 125 КАС РФ. Несоблюдения любого пункта указанной статьи может привести к оставлению вашего заявления без движения и его возврате. Возвращение административного искового заявления истцу не препятствуют повторному обращению в суд.

Обязанность доказывания законности принятия обжалуемого решения лежит на призывной комиссии.

Истец обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие) призывной комиссии;

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылаются как на основания своих требований (ст. 62 КАС РФ).

На практике, когда вопрос касается обжалования решения призывной комиссии, принявшей решение о призыве на основании незаконно определенной категории годности по состоянию здоровья, многое зависит от достаточной доказательной базы, свидетельствующей о наличие заболевания и нарушения функций, препятствующих прохождению военной службы. Достаточная доказательная база - это подтвержденный в нескольких (в трех и более) медицинских учреждениях диагноз после прохождения в каждом из них всех необходимых диагностических исследований. Медицинские документы должны содержать полную объективную легко читаемую неспециалистом информацию о проведенных исследованиях и заключительном диагнозе. Суды часто дают понять, что одних медицинских документов им недостаточно и поднимается вопрос о назначении судебной экспертизы. Несмотря на то, что у суда есть право назначить судебную экспертизу по своей инициативе, данным правом суд почти не пользуется и дает понять, что кто-то из сторон (в первую очередь истец) должен заявить об этом ходатайство, но кто заявляет такое ходатайство, на того и ложиться обязанность по оплате экспертизы, правда в случае положительного исхода дела судебные издержки можно взыскать с проигравшей стороны. Данный вопрос лучше продумать заранее и, как вариант, вместо проведения дорогостоящей экспертизы, обеспечить явку на суд врача, поставившего диагноз, для дачи в суде пояснений в качестве специалиста. Это важно в том случае, если есть расхождение в диагнозе при проведении обследования по собственной инициативе и по направлению военного комиссариата. Но зачастую врач в военном комиссариате игнорируя диагноз, поставленный ранее и подтвержденный самостоятельным обследованием, ставит в документах призывника свой диагноз, на основании которого и выносит решение о категории годности. Это является грубым нарушением со стороны врача военного комиссариата, так как закон не предоставляет ему право на установление, занижение или завышение диагноза, а только на изучение представленных медицинских документов и направление призывника на дополнительное обследование в случае возникновения сомнений в определении категории годности.

Могут возникнуть и другие нюансы. Поэтому советуем обратиться в нашу организацию для получения конкретной информации и представления ваших интересов в суде.